Ситуация с производством документальных фильмов епархиальными телестудиями на сегодняшний день выглядит следующим образом: в некоторых епархиях такое   производство осуществляется, но в каждом случае является инициативой обратившихся к православной вере журналистов или режиссеров.

Средства из бюджетов митрополий на это не выделяются. В тех немногих случаях, когда заказчиками являются архиереи, тематика фильмов обычно привязана к юбилеям и страдает той же самой официальной «елейностью», о которой говорилось в контексте телеканала «Союз». Во всех остальных случаях авторы вынуждены самостоятельно искать спонсорские средства на съемку своих проектов.


Можно с уверенность сказать, что подавляющее большинство документальных фильмов на православную тематику, снимающихся в епархиях Русской Православной Церкви, созданы на энтузиазме и страдают тем, что называется любительщиной, оставляют желать лучшего в плане качества создаваемого продукта, и в лучшем случае выходят на региональных телеканалах. Если подобные фильмы создаются при участи сотрудников этих телеканалов – контент на выходе оказывается более качественным, но обычно все равно не представляет интереса даже для православных зрителей из других епархий.


В настоящее время в России существует только одна студия, производящая документальные фильмы на православную тематику на уровне федеральных телеканалов – «Сретение» [11]. Уже несколько лет она выпускает фильмы, ориентированные на совершенно разные целевые аудитории, в основном молодежь и активную часть населения. Каждый фильм является миссионерским проектом, сценарии продумываются при активном участии священника. Фильмы глубокие, призывают задуматься, при этом в них показаны смысловое отличие христианского вероучения и красота православия.

Эти фильмы приобретаются телеканалами, а оказавшись после трансляции выложенными в интернет – набирают тысячи просмотров на YouTube и распространяются самими зрителями в социальных сетях.  Остается только надеяться, что контент подобного качества начнет производиться самими православными телеканалами. 


Опыт, который также стоит отметить, осуществило общество возрождения деревянных храмов северных регионов России «Вереница». При участии портала «planeta.ru» в 2014 году ими был организован краудфандинг-проект: организаторы собрали через интернет средства на съемку профессионального фильма о храмах русского Севера и молодежном движении, осуществляющем уход за недействующими храмами. Проект получил название «Атлантида русского севера» [12].


Сначала были собраны 350 тысяч рублей на экспедицию съемочной группы к заброшенным храмам. После этого сумма возросла до 500 тысяч рублей на монтаж, озвучивание, цветокоррекцию отснятого материала и видеографику. Для реализации проекта волонтерами из «Вереницы» была привлечена команда профессионалов (режиссер-постановщик – Соня Горленко), для съемки арендовалось профессиональное оборудование BlackMagic (включая съемку с воздуха). Проект обещает быть крайне интересным. Он уже обсуждается на православных форумах, хотя дата премьеры пока не назначена. Фильм появится на экранах в 2015 году.


Но это опять же инициатива частных лиц, причем заявляющих свой проект как культурологический, а не как православный — последнее, скорее всего, было сделано с целью более успешного сбора средств со стороны светских благотворителей. Несомненно, что подобный успешный опыт, осуществленный «Вереницей», станет тиражироваться и повторяться в скором будущем, а значит, можно ожидать появление краудфандинг — сборов на православные документальные фильмы.

   
Альтернативы в Интернете
Среди активной части населения, людей среднего возраста и молодежи в последние годы все большую популярность набирают православные интернет-проекты, в частности, видеоблоги священников. Одним из первых открыл свой видеоблог известный столичный священник Димитрий Смирнов. Позднее появились и стремительно набрали популярность видеоблоги региональных клириков, наиболее популярные: проект протоиерея Андрея Федосова (http://www.kiberpop.ru), возглавляющего Отдел образования и катехизации в Кинельской епархии (Самара), иеромонаха Александра Митрофанова, возглавляющего в своей епархии Синодальный молодежный отдел (Сыктывкар), протоиерея Виктора Горбача (Сахалин) и др. 


Самым популярным и интерактивным из всех оказался проект священника Максима Каскуна — сайт http://www.na-vopros.ru. Это сайт со своими сообществами во всех социальных сетях, которые выступали площадками, на которых люди могли задать интересующие их насущные, преимущественного практического характера, вопросы, на которые затем в формате видео отвечали принимавшие участие в проекте священники. Среди них были такие медийные представители духовенства, как протоиерей Артемий Владимиров, протоиерей Олег Стеняев, протоиерей Виктор Горбач, иеромонах Макарий Маркиш, и др.


На момент наибольшей популярности проекта в нем принимало участие порядка 30 клириков и двое епископов. Записанные на видеокамеру ответы выкладывались на сайт и дублировались в социальные сети, после чего распространялись в соцсетях самими же благодарными участниками на своих страницах и в других тематических сообществах. В результате эти видео затем смотрели другие люди, которых тоже интересовали подобные вопросы, — у каждого видео находилась повторная аудитория. Продвижение проекта в сети осуществил православный блоггер и общественный деятель из Сергиев-Посада Алексей Рогозин.  


Статистика YouTube (открытый доступ) показывает, что на момент наибольшей популярности проекта «na-vopros» (январь 2014 г., к весне проект временно приостановил свою деятельность), при количестве опубликованных видео в 20 раз меньше, чем на тот момент у телеканала «Союз», общее количество просмотров этих видео пользователями незначительно уступало общему количеству просмотров на том же YouTube всего видео, опубликованному телеканалом «Союз».
Телеканал «Союз»: 10 789 подписчиков / 23 698 видео / 7 462 313 просмотров.
Дата регистрации «Союз» на  YouTuBe: 16 мая 2009
Проект «navopros»: 6 344 подписчика /  2 522 видео / 5 677 923 просмотра.
Дата регистрации «navopros» на  YouTuBe 04 марта 2012


То есть один организованный священником видеоблог смог набрать на YouTube двумя с половиной тысячами видеороликов за два года почти равное количество просмотров с опубликовавшим за пять с лишним лет больше двадцати тысяч видео телеканалом. О чем это говорит? Формат, предложенный создателями проекта «navopros», оказался более востребованным, чем то, что предлагает церковное телевидение. Даже сейчас, спустя год после приостановления проекта, канал «na-vopros» на YouTube набирает в среднем 10 тысяч просмотров в день. Но в чем секрет популярности этого проекта? Он аналогичен популярности в принципе всех видеоблогов священников — сюда можно отнести и проект www.kiberpop.ru и видеоблоги священников Александра Митрофанова, и других аналогичных проектов – в том, что они предоставляют своим пользователям контент по запросу.


Это та самая интерактивность, которая востребована со стороны аудитории, и которой так не хватает православному телевидению. «Вещание в пустоту» постепенно уходит –  сейчас аудитория сама задает темы, которые ее интересуют. Именно эту потребность аудитории удовлетворяют видеоблоги священников, давая ответы на насущные вопросы пользователей. Это то, что условно можно назвать «интерактивными медиа». Нет сомнений, что будущее именно за подобной  интерактивностью. Но, как можно увидеть, она практически отсутствует на церковных телеканалах. Единственная на сегодняшний день интерактивная программа на телеканале «Союз» –  «Беседы с батюшкой», где телезрители имеют возможность задать свой вопрос священнику в прямом эфире, позвонив по телефону.

На «Спасе» это программа «Русский час» с протоиереем Дмитрием Смирновым, но по количеству звонков от телезрителей, принимаемым за время эфира, она значительно уступает «Беседам с батюшкой». Все остальные телепрограммы построены по принципу «проповеди», «вещания с кафедры». Если развивать интерактивность, принимая вопросы через все социальные сети, как поступают священники-видеоблогеры, это позволит омолодить и расширить аудиторию православных телеканалов. Год назад проект «navopros», оказался временно приостановлен. Но записанные видео-ответы священников продолжают широко распространяться в сети самими пользователями и в настоящее время.  

Метазадачей православного телевидения в перспективе является стать миссионерским в непосредственном значении этого слова. Но в настоящее время это недостаточно осознается на архиерейском уровне, и подобная задача перед церковными телеканалами по-прежнему не поставлена.  Осознания руководством РПЦ предоставляемых православным телевидением возможностей, за исключением использования этих телеканалов в качестве продолжения «церковной пресс-службы», пока не наблюдается, и поэтому церковное телевидение остается таким, каково оно есть.

Средства массовой информации РПЦ на пороге третьего тысячелетия. Доклад на Конгрессе православной прессы Председателя Издательского совета Московского Патриархата, архиепископа Бронницкого Тихона. // http://www.pravoslavie.ru/sobytia/cpp/smirpc.htm#2

Что касается источников информации, то у Церкви сегодня практически нет своей информационной службы, если не считать Информационного Агентства Русской Православной Церкви, ориентированного главным образом на телевидение. Такую службу нужно создавать, и чем быстрее, тем лучше. Ее основой может стать «пресс-служба» при Святейшем Патриархе. Конечно, до некоторой степени церковная информация проходит по линии ИТАР-ТАСС и других агентств, но пользоваться существующими светскими агентствами следует с оглядкой — многие из них связаны с политическими партиями и определенными идеологическими структурами. Задача создания общецерковного православного информационного агентства сейчас вполне реальна, ибо найти верующих корреспондентов при Епархиальных управлениях и крупных городских храмах по всей России и за рубежом не так уж трудно.


Газету, о которой идет речь, должны делать не просто православные, но обязательно церковные журналисты. В Москве такие журналисты есть. Православная газета обязательно должна стать центром, объединяющим церковную интеллигенцию.
Конечно, было бы идеально, если бы подобная газета была ежедневной, но в данный момент это вряд ли достижимо. Однако первые два-три года издавать еженедельную газету нам вполне по силам. Это упрощает работу в плане оперативности реагирования на события и факты, но и обязывает к аналитичности, исключает «право на ошибку» и любую недостоверность.
Что касается распространения такой газеты, то Церковь имеет уникальную коммуникативную систему: Епархиальные управления, благочинные округи, храмы — с одной стороны; и магазины, киоски, лотки по продаже церковной утвари и церковной литературы — с другой. Только они, помимо подписки, могут обеспечить распространение как минимум ста тысячи экземпляров газеты.


Газета не только не должна избегать «трудных» тем, но, наоборот, искать их, говорить о них с читателем, представляя христианское понимание этих проблем. Конечно, приоритетной темой для нее будет церковная жизнь: газета должна информировать о событиях и проблемах Русской Православной Церкви и давать им должную оценку, а также противостоять антицерковным акциям и антихристианским публикациям в светской печати. К приоритетным темам относятся также социальные проблемы: обездоленных людей (беженцы, инвалиды, сироты, пенсионеры, больные и т. д.), людей, попавших в плен страстей и отвергнувших Бога (алкоголики, наркоманы, преступники, игроки и т. д.), проблемы не вообще «прав человека», а прав конкретных людей. Газета должна стоять на позициях принципиальной беспартийности, защиты национальных и государственных интересов, открытости ко всем, кто содействует (независимо от партийности и религиозной принадлежности) стабильности, кто ищет пути понимания, объединения и мира в обществе

Вопросы подготовки журналистских кадров
В связи с интенсивным развитием православной журналистики в последние годы весьма актуальным стал вопрос о подготовке журналистских кадров. Издательство Московской Патриархии уделяет этой проблеме большое внимание. Пять лет назад при нем был создан Институт церковной журналистики, два года назад он был преобразован в факультет Российского Православного университета имени Иоанна Богослова, на который в нынешнем году будет провен уже 3-й набор. Теперь будущие церковные журналисты получают более основательную подготовку по богословским дисциплинам, изучают древние и новые языки. Многие студенты уже сегодня являются штатными сотрудниками различных церковных издательств. В качестве учебной практики они издают свою студенческую газету «Университетский Вестник», где всё — от написания статей и до компьютерной верстки — делают сами. В настоящее время подготавливается второй номер этой газеты.
Имеется много просьб из епархий об открытии заочного отделения на факультете, этот вопрос в настоящее время изучается.


Создание «Союза православных журналистов России»
Приведенные в докладе факты свидетельствуют о том, что в области СМИ Церковь и общество в последние годы делают все новые шаги навстречу друг другу. Между тем деятельность Союза журналистов России протекает так, как будто этого нового феномена в жизни страны, нового направления деятельности журналистов просто не существует. Церковным журналистам не предлагают вступать в члены Союза, нам не присылают приглашений на различные проводимые по линии Союза мероприятия — «круглые столы», профессиональные конкурсы и т. п. Среди многих негативных последствий такого положения можно указать на крайне низкий уровень публикаций по церковным вопросам в светских периодических изданиях.
Представляется, что созрели условия и пришло время для исправления этого положения. Еще год назад участники «круглого стола»: «Издательская деятельность Русской Православной Церкви», проведенного в рамках VII Рождественских образовательных чтений, обсудив состояние церковной периодической печати в нашей стране, выразили мнение, что одним из существенных недостатков в этой области является разобщенность деятелей церковных средств массовой информации. В качестве меры, способствующей улучшению координации и взаимодействия между церковными журналистами, было высказано предложение о создании Союза (или Братства) православных журналистов. Это предложение нашло единодушную поддержку у собравшихся и было решено обратиться к Священноначалию с просьбой благословить создание такого объединения. Получив такое благословение, мы предполагаем обсудить на нашем Конгрессе вопрос об основании такого Союза.

Автор статьи Р.Юрьева

02.11.2022