Сегодня российские православные СМИ находятся в кризисной ситуации. И этот кризис является скорее интеллектуальным, чем ресурсным или производственным. Освещение событий церковными СМИ зачастую реагируют на события не оперативно, не достаточно емко и полно освещается реализация тех или иных проектов.


В нашем исследовании мы включаем в понятие «православная журналистика» следующие термины:
— СМИ, отмеченные на региональном уровне пометкой «Одобрено Информационным отделом Синода Русской Православной Церкви»;
— СМИ, издаваемые в регионах (епархия) и в приходах (община); 


Духовно-просветительские издания, а также публикации о Церкви и православной вере в светских СМИ, носящие информационный, просветительский и даже критический характер, не искажающие учение Церкви и не ставящие своей целью разрушение/понижение медиа-имиджа Русской Православной Церкви, а преследующие высокие журналистские и гражданские идеалы, авторы которых стараются следовать нравственным принципам и идеалам Православия.

Мы исключаем из понятия «православная журналистика» СМИ и журналистские материалы, заведомо имеющие негативное отношение к РПЦ и/или православной вере как таковой. 
Отнесение православной журналистики к какой-либо типологической группе крайне проблематично, что определяет сложность и противоречивость этого развития.


В эпоху искусственной радикализации и на фоне участившихся информационных провокаций, направленных на подрыв духовных основ, скрепляющих российское общество.
Некоторые авторы утверждают, что религия является «плохим товаром» с точки зрения потребительских интересов зрителей, что, вероятно, объясняет ограничение религиозных тем в программах государственных вещателей. 


Региональные вещатели находятся в лучшем положении, чем общенациональные. Привлечь внимание зрителей легче, поскольку затрагиваются местные проблемы. Несомненно, важно знать, что происходит в стране. Но люди хотят видеть свои улицы на экране, хотят «пытать» вопросами местных чиновников и начальников, обсуждать растущие цены на продукты питания, экологические и дорожные проблемы города или села, в котором они живут.
Освещение религиозных вопросов в региональных СМИ выигрывает от того, что показанные люди могут жить на одной улице или водить своих детей в один и тот же детский сад. 


Региональные вещатели находятся в лучшем положении, чем общенациональные. Освещение религиозных вопросов в региональных СМИ выигрывает от обсуждения местных проблем на экране и от привлечения людей, живущих в том же городе или общине, что и герои репортажей и передач. Журналист имеет возможность построить доверительные отношения со зрителем, его знают и он участвует в событиях, о которых сообщает. И, конечно, журналист должен знать основы религии, о которой он пишет, в том числе православной религии, распространенной в округе.


Программы «для православных» создаются только «для внутреннего пользования» тех, кто уже находится в ограде Церкви, для работы в согласии с профессиональными интересами духовенства или конфессиональными требованиями мирян. «Православные программы» становятся поистине миссионерскими, привлекая значительную часть современной молодежи, «погружающейся» в бездуховность, а также указывая дорогу к храму представителям старшего поколения, погрязшим в катастрофических сменах идеологии, уча быть одновременно строго церковными и живыми, интересными и по-настоящему современными, умными и доброжелательными, глубоко интеллектуальными и в то же время понятными каждому. 
Зона вещания Пуровской телерадиокомпании «Луч» охватывает 6 населенных пунктов с общей численностью населения более 50 000 человек. Его программы рассчитаны на аудиторию всех возрастов, религий и социальных слоев. 


С самого начала в сетке вещания телеканала были программы, специальные репортажи и репортажи на православные темы, проводились прямые эфиры, беседы со священнослужителями. Накануне церковных праздников или в тот же день в эфир выходила передача о важных христианских событиях. По данным мониторинга, ежемесячно в эфире телерадиокомпании «Луч» выходило от двух до четырех программ на православную тематику, которые носили информационный характер. Эта традиция сохраняется и по сей день.


В основном для создания материалов на православные темы журналисты канала используют такие телевизионные жанры, как специальный репортаж и новостной репортаж. Хотя региональное телевидение ближе к народу, привлечь внимание зрителей к той или иной программе довольно сложно. Существует вероятность того, что они переключат канал в пользу другой программы. Однако они обязательно посмотрят местную новостную программу. Поэтому, на мой взгляд, наиболее эффективным способом представления православных вопросов является освещение в новостях. 


Праздники, прибытие реликвий или священников всегда были интересными темами. И здесь важно не только показать исторические моменты, но и сообщить о действиях и событиях, которые происходят или будут происходить. Для объявления таких событий в новостях может использоваться жанр устной информации, дополненный комментарием священнослужителя. 
Программа о православии «Вечные истины» выходит ежемесячно на телерадиокомпании «Луч» и носит просветительский характер, а материал готовит один журналист. Программа является авторским проектом (автором проекта являюсь я), поэтому способ подачи материала остается на усмотрение корреспондента. Когда возникла идея проекта «Вечные истины», священник церкви Святого Николая в Тарко-Сале о. Алексей ответил на мой вопрос: «Как лучше преподнести информацию зрителю? Мы должны показать, что жить в православии — это радость для верующих! Поэтому при подготовке программы мы исключили формат «говорящих голов», долгих дискуссий и лекций. Мы рассказываем о православной вере через людей, которые посещают храм. Большую поддержку программе оказывает наш приходской священник, который дает нам советы и оказывает поддержку по многим вопросам. 


Православный благотворительный марафон «Дорога добра» стал большим событием для радиостанции. Мы собрали деньги на строительство детской воскресной школы при церкви Святого Николая в Тарко-Сале. Девять часов непрерывного прямого эфира. Десятки гостей в студии. Студенты и преподаватели приходской школы, писатели, поэты, семьи из общины. Все говорили о любви к другим, доброте и вере, истинных ценностях и духовной красоте. 
Следует отметить, что зрители телерадиокомпании «Луч» получили большой положительный заряд.

Во время телемарафона, первого в истории Пуровского района, в прямом эфире из концертного зала транслировался благотворительный концерт, также организованный телерадиокомпанией. На наш призыв откликнулись предприятия и организации района. Где бы ни появлялись наши корреспонденты, люди выражали свою поддержку телерадиокомпании «Луч» в этом важном деле. Благодаря телемарафону мы смогли собрать деньги на строительство школы. Но самое главное, что мы добились еще большего — мы объединили жителей Пуровска в общем деле. И второй благотворительный марафон, который состоялся некоторое время спустя, был не менее успешным.


Возвращаясь к освещению религиозных вопросов на телевидении и радио, мы должны еще раз подчеркнуть, что религиозные вопросы, к сожалению, все еще занимают незначительное место в программах государственного телевидения. У региональных СМИ нет жесткой конкуренции и им не приходится бороться за свою аудиторию. Поэтому региональные СМИ могут уделять больше внимания конкретной сфере, например, религии. Объясняя важность православных праздников и говоря о возрождении духовности и православных традиций, они поднимают важные для общества вопросы. Люди становятся более грамотными в вопросах веры, больше узнают о развитии православия в регионе.


Материалы о православии, транслируемые по региональному телевидению, носят в основном информационный характер. Большинство из них — новостные сообщения. Поэтому перспективным направлением дальнейших исследований может стать изучение новых, более разнообразных способов представления материала по этой теме. Это могут быть очерки о священнослужителях, образовательные программы, публицистические и аналитические материалы, посвященные современным проблемам православия. 


Журналисты, освещающие религиозные вопросы, должны осознавать свою ответственность за качество представляемого материала, чтобы не было опасности подмены понятий при донесении интересных религиозных тем до широкой аудитории. Поэтому для представителей СМИ очень важно организовывать различные семинары и курсы по православной журналистике, на которых участники могут не только изучить основы религиозной журналистики, но и познакомиться с особенностями подачи той или иной темы.


Список официальных телевизионных СМИ, освещающих жизнь РПЦ, значительно меньше (видеопрограмма «Православное Подмосковье» (Москва), телепрограмма «Вестник Православия» (Санкт-Петербург), видеопрограмма «Время истины» (Ростов-на-Дону), телепередача «Свет миру» (Липецк), видеоальманах «Лики» (Смоленск).
Особо отметим газету «Победа над миром», одноименное приложение газеты «Красная звезда», газету «Мир для всех» и журнал «Вестник» военного и морского духовенства.

В отличие от большинства церковных СМИ, эти издания являются узкоспециализированными и ориентированы на определенную группу, а именно на военнослужащих и заключенных. Их особенностью является то, что они освещают очень актуальные вопросы, такие как расовые, религиозные и военные конфликты. Церковным СМИ не свойственно поднимать провокационные темы.


В связи с тем, что Русская Православная Церковь в последнее время активизировала свою работу с молодежью, следует особо отметить православные СМИ, ориентированные на молодежь, и процесс социализации молодого поколения. Здесь следует упомянуть студенческую газету Московского университета «Татьянин день», студенческий журнал Московской духовной академии «Встреча», журнал для сомневающихся «Фома», православные детские журналы «Пчелка», «Купель», «Божий мир», «Воскресная школа».


Частные православные издания, с другой стороны, значительно отличаются от официальных церковных СМИ. К таким СМИ относятся газеты и журналы, такие как «Православная беседа», «Русь Державная», «Русский дом», «Десятина», «Православная Москва», «Татьянин день», «Православный Санкт-Петербург» и многие другие. Издателями частных православных СМИ обычно являются инициативные группы православных мирян, благотворительные и общественные фонды, приходы. Эти СМИ борются за читателей, привлекая их интересными актуальными темами. Здесь есть статьи о культах, наркомании и алкоголизме, заболеваниях, передающихся половым путем, виртуальной любви, раннем материнстве, современном искусстве и кино, интервью со знаменитостями и потрясающие фотографии (журнал «Православная беседа» полон цветных фотографий большого формата).

Эти материалы объединяет то, что они отражают православную точку зрения на соответствующие темы. Эти издания не полезны для невоцерковленных людей, так как постоянно содержат нравоучения и увещевания изменить свой образ жизни, что раздражает современного прихожанина, который видит много недостатков в Русской Православной Церкви. СМИ, как и официальные церковные издания, никогда не критикуют РПЦ за ее собственные недостатки. Частная православная пресса доступна в обычных газетных киосках. Тираж в среднем составляет от 5 000 до 25 000 экземпляров, в зависимости от региона распространения. Журналы часто печатаются в цвете и на глянцевой бумаге, чтобы охватить более широкую читательскую аудиторию.


На региональном уровне РПЦ также представлена в СМИ и в Интернете. В вышеупомянутый список с печатью одобрения входят ведомственные газеты, издаваемые почти всеми епархиями. Например, газета «Нижегородские епархиальные ведомости» (Нижний Новгород), газета «Новосибирский епархиальный вестник» (Новосибирск), приходская газета церкви святых Космы и Дамиана в Шубине» (Москва). Следующие периодические издания также входят в утвержденный список: Восток сверху» (Ташкент) и «Вестник Мироносицкого» (Йошкар-Ола).
Рассмотрим подробнее региональную православную прессу на примере Нижегородской области.

В Нижегородской епархии существует ряд православных газет, которые очень похожи друг на друга и на большую епархиальную газету «Нижегородские Епархиальные Ведомости». В малых городах Нижегородской области регулярно выходят газеты благочиннических округов, монастырей и приходов: «Балахна православная», «Благовест», «Благое слово», «Ветлужский благовест», «Воскресенский православный вестник», «Воскресный вестник», «Иверский листок», «Свеча», «Семеновский благовест». Из-за низкого бюджета эти газеты имеют небольшой тираж и привлекают только прихожан. Новости в этих газетах имеют сухой, официальный стиль.

Епархиальные газеты часто содержат историческую информацию о приходах, старых церквях и биографии выдающихся священников. Практически в каждом издании публикуется православный календарь постов и праздников с пояснительной информацией. Поскольку многие газеты имеют статус официальных епархиальных СМИ, они публикуют официальную информацию о новых назначениях и датах епископских служб. Нижегородская епархия также издает иллюстрированный журнал для детей «Саша и Даша» и иллюстрированный журнал для молодых женщин «Моя надежда».


В Нижегородской области существуют православные радиостанции «Образ» и «Преображение», которые очень похожи на «Радонеж». В Нижнем Новгороде местный канал ННТВ ежедневно транслирует православную программу «Источник жизни», а канал «Культура» еженедельно — программу «Свет тишины». В этих программах зрители знакомятся с жизнью и историей Церкви, на вопросы зрителей отвечают священнослужители, известные религиоведы и общественные деятели, а также представители молодежи, наряду с вопросами православного вероучения и актуальными проблемами.


Хотя сама церковь активно генерирует интересный контент для СМИ, поддерживает контакты с журналистским сообществом и старается быть максимально открытой для всех тем и всех слоев населения, общество пока не видит положительных сторон такой деятельности.


Автор статьи Р. Юрьева

02.09.2022