В православной традиции описанием веры является богословие Отца и Учителя Церкви.
Объяснение почти игнорируется. Все направлено вовсе не на словесные результаты, а на преображение человека в молитвенной и богослужебной практике. Так что Православная Церковь является подлинным хранителем святоотеческого Предания, которое в меньшей степени является кодексом. В восточно-христианской традиции истинный аскетический опыт не проецируется непосредственно в общественную сферу, рациональное богословие или даже идеологию.
Поэтому СМИ интересуют два аспекта церкви:
Церковь как «организационное» послание. Например: различные собрания, официальные церемонии, юбилеи, участие или неучастие архиереев и духовенства в политической деятельности и т.д.
И второе: когда СМИ систематически обращаются к церкви как к легитимному источнику нравственной оценки событий. Иерархия вынуждена создать общий язык, в котором будет баланс между светским обществом и евангельскими цитатами. Хотя они и включены в эту морально-политическую оценку, они едва ли приближаются к сути, которой следуют принципы моральной оценки.
Так становится очевидным основной конфликт, который не дает развиваться Православной Церкви, как будут развиваться другие аспекты через СМИ. Церковная иерархия, конечно, откликается на просьбы, но в результате — глубокое общественное разочарование: моральные оценки оказываются либо посредственными, либо слишком тупо удовлетворительными.
Современные СМИ просто указывают место веры и ее проявления в глобальном мире. Это место называют «местным». Местные сообщества развиваются и постепенно укрепляют горизонтальные связи. Они не входят в информационный медиапоток, а развиваются в Сети. То есть религиозные группы вынуждены объединяться в сети, потому что «печатные» СМИ для них слишком «громоздки». Но религиозные веб-сайты и интернет-форумы растут. Наиболее важные публикации, дискуссии и даже гражданские акции в религиозных сообществах сегодня происходят в Интернете или с его помощью.
Автор статьи Р.Юрьева
26.10.2022